- Правообразование
ПРАВООБРАЗОВАНИЕ — социально обусловленный процесс формирования (фактического складывания) права, складывающийся под влиянием комплекса разнородных причин объективного и субъективного характера. Это «процесс фактического складывания и признания тех или иных общественных отношений и взаимосвязей людей и их объединений в качестве «нормальных» и «правильных» (с точки зрения господствующих в данном обществе материальных жизненных отношений и соответствующих им идей, ценностей и т.п.), процесс социально-исторического формирования общих критериев, правил, масштабов, образцов и стандартов этой «нормальности» и «правильности» и в конечном счете их кристаллизация в соответствующие нормы поведения, действия и взаимоотношения людей. Правообразование с указанной точки зрения «есть процесс становления права как формы» (В. С. Нерсесянц). Это объективная сторона правообразования. Правообразование, можно сказать, в этом смысле есть создание правовых норм помимо участия законодателя; это стихийная деятельность социального субъекта, в процессе которой формирующийся правообразующий интерес находит выражение в фактических правовых нормах (т.е. нормах, которые по своим объективным характеристикам уже приобрели правовую окраску, нормативность, но еще не получили государственно-правового признания и в силу этого не обладают свойством формально-юридической определенности).
Однако правообразование в действительности не означает, что право формируется «самопроизвольно», без участия социального субъекта. И в том случае, когда речь идет об объективном правообразования, и в случае, когда право есть следствие («продукт») специализированной деятельностью государства, право создается людьми, совокупным субъектом — индивидами, общностями людей, обществом в целом. В правообразовании поэтому следует выделять две стадии: 1) стадия объективного правотворчества, в которой главным действующим лицом является совокупный общественный субъект (социальная группа, общность людей, общество в целом). На этой стадии формируется и получает фактическое (не юридическое) выражение в соответствующей форме правообразующий интерес; 2) стадия правообразования с участием специализированных правотворческих органов. На этой стадии правообразующий интерес должен быть обнаружен и «объявлен» всеобщим интересом, т.е. выражен официально в правотворческом акте. Можно сказать, что правообразование есть процесс формирования, обнаружения и юридического закрепления правообразующего интереса.
Элементарные начала общей теории права. — Право и закон, М.: КолосС. под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка. 2003.